Соня Делоне в образе Клеопатры, 1918
Соня Делоне. Клеопатра. Эскиз костюма к балету «Клеопатра». 1918
В возрасте 25 лет Соня вышла замуж за известного французского художника Робера Делоне, под фамилией которого и стала знаменита. О Своем муже Соня говорила: «Он дал мне конструкцию, а я ему — цвет».
Соня и Робер Делоне
Ее абстрактное искусство складывалось под влиянием фовизма тех лет. После рождения сына Шарля в 1911 году Соня начала свои первые опыты с текстилем: она создаст аиплицированные цветные фрагменты тканей, которые именует «симультанными контрастами». Это так пришлось ей по вкусу, что стало неотъемлемой частью ее многолетнего творчества. Ее предвоенные работы 1910-х годов насыщены атмосферой новизны того времени: «Электрические призмы», «Уроки света» созданы в самой радужной гамме преломленного солнечного луча. Она работает над книжными иллюстрациями, плакатами и предметами прикладного искусства.
1915
В это же время начались ее опыты в мире моды. Она создает первые платья и жакеты с «симультанной» аппликацией геометрических форм. Эта работа, новая и неожиданная, в эпоху господства бакстовского экзотизма поражает других творцов. Поэты посвящают ей стихи.
Model wearing swimsuit, 1929, Photographed by Luigi Diaz
for Presse Paris, Bibliothèque Nationale de France,
© L & M SERVICES B.V
Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне
Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне
Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне
Модель в пальто от Сони Делоне, 1926-27 гг.
Tissu de Sonia Delaunay 1928
Still photo from the film Le P’tit Parigot, written by Paul Cartoux,
Directed by René Le Somptier, 1926, collection of Antoine Blanchette,
© L & M SERVICES B.V
Работы Сони, не развивавшие, а, наоборот, отвергавшие заветы и принципы прошлого, стали импульсом для создателей тканей эпохи ар-деко, эталоном нового искусства. Ее муж Робер Делоне писал в 1923 году: «Для Сони платья или пальто являются частью пространства, оформленного и обусловленного в размерах и содержании, создавая организованное целое по законам, ставшим стандартизацией ее искусства».
Робер Делоне. Автопортрет. 1905—1906 гг.
С началом Первой мировой воины чета Делоне переехала в Мадрид, где Соня продолжала свою новаторскую работу. В 1917 году Соня перестала получать деньги из России, и ей пришлось подумать о финансах. Благодаря Дягилеву, который познакомил чету Делоне со сливками мадридской элиты, Соне удалось открыть магазин одежды и оформления интерьера. Сонины шали, сумки, зонты и мебель имели такой успех, что она вскоре смогла открыть два других магазина — в Барселоне и Бильбао.
Соня Делоне
Искусство четы Делоне приобретало все большую популярность — им заказывали
оформление магазинов и апартаментов. Одновременно с зтим Соня начала создавать свои «симультанные» шарфы, принесшие ей большую славу. В период с 1922 по 1925 год Соня Делоне сделала множество моделей пальто, шалей и образцов тканей в технике аппликации, а также оформила несколько показов мод и светских балов, посвященных новому искусству.
Этот яркий графический шелковый шарф разработала Соня Делоне
в Лондоне в 1960-е годы.
Соня Делоне. Пальто, сделанное для Глории Свенсон,
1923-1924
Ее талант особенно ценился дадаистами, видящими в изобретенных ею платьях-поэмах будущее современной моды. Эксперименты Сони Делоне с ее прямоугольными, сферическими и квадратными формами и впрямь были революционными. Ее композициям было свойственно великолепное чувство ритма и радость цвета.
Модель в платье от Сони Делоне
Джазовый платье от Сони Делоне,
Картина и пальто от Сони Делоне
Одним из самых значительных событий в жизни Сони Делоне стало ее участие в 1925 году в Выставке декоративных искусств, принесшей славу многим нашим соотечественницам. Соня Делоне демонстрирует свои работы в специально созданном для этой цели «симультанном» бутике на мосту Александра III. Там в небольшой витрине были представлены шарфы, сумки и манто ее работы. Всемирная парижская выставка привлекла огромное внимание к необычным работам, и о Соне Делоне заговорили. Ее начали приглашать киностудии, театры для создания невероятных костюмов. Она читает лекции в Сорбонне. Она на пике популярности.
Ателье, которое Соня открыла из-за наплыва новых заказов, производило множество новых моделей: вязанные крючком цветные жилеты и платья, шарфы, купальные костюмы, пальто и сумки. Объединенные общностью колорита и абстрактным рисунком и оттого легко узнаваемые на улицах городов и курортов, модели Сони Делоне в эпоху 1925-1929 годов стали одним из символов авангардной моды. Она, безусловно, была в когорте первых создательниц моды нашего века, сумевших объединить текстиль с живописью своей эпохи. Правда, надо иметь в виду, что мода тех лет позволяла благодаря простоте своих линий скрывать многие недостатки кроя и выставлять на вид исключительную декоративность рисунка ткани и радужное великолепие цветных сочетаний, в чем мадам Делоне не знала себе равных.
Купальники, 1924-1929
Ее успешное творчество прервал американский кризис 1929 года, сделавший немодным все связанное с расточительными «бешеными» 1920-ми годами. В 1931 году Соне Делоне пришлось закрыть свое ателье мод и тканей на бульваре Мальзерб. Но она пишет картины и композиции, в 1932 году она публикует статью «Художники и будущее моды», в которой предсказывает победу прет-а-порте.
И после смерти мужа в 1941 году Соня продолжала свою кипучую деятельность до самой кончины в 1980 году в 95-летнем возрасте.
Соня Делоне
Соня Делоне
Модели в одежде от Делоне
Соня Делоне и ее Citroën B12, 1925 год
Матра M530A оформленная Соней Делон
Соня Делоне
Соня Делоне 1922 Художник Мириам Шапирох.
Journal information